Библиотечная рубрика «Пойми меня» рассматривает интересные моменты происхождения слов в русском языке, чаще всего заимствования из других языков.
Сегодня обратим внимание на два слова: английское «coachman» и русское «кучер». Они обозначают человека, управляющего каретой или экипажем, предназначенным для перевозки пассажиров. Не правда ли эти слова похожи по звучанию? Может быть, они возникли от одного корня?
Оказывается, они произошли от названия небольшого венгерского городка. В 15 веке на границе Венгрии с Австрией существовала деревушка Коч. Здесь можно было подковать и напоить лошадей, починить повозку перед отправлением в путь. Постепенно жители научились и сами изготавливать качественные экипажи, которые быстро распространились по Европе и стали называться «повозка из Коча» — «kocsi szekér» по-венгерски, «Cotschien Wägnen» или «Kutzschwagen» по-немецки. Немецкое слово сократилось до «die Kutsche» — «повозка, экипаж, карета» и перекочевало в английский – «coach», голландский – «koets», французский – «coche», испанский – «coche» и чешский – «kočár». При Петре I и в русском языке появилось слово «кучер» для обозначения человека, управляющего лошадьми. В нашей стране сегодня оно является устаревшим. В европейских же языках, напротив, расширило свое значение.
Слово «кучер» воспринимается русскоговорящими как заимствованное и может быть заменено русским синонимом «извозчик», либо близким по значению «ямщик».
Слово «ямщик» пришло в русский язык из тюркского. Это слово связано не с ямами на дорогах, а с ямами – почтовыми станциями или лошадьми, (по-тюркски- «jam»). Есть сведения, что еще в 13-14 веках, при татаро-монгольском иге, жители селений, называемых ямами, несли ямскую повинность — давали подводы, лошадей, продукты и возили гонцов. Идею устанавливать на дорогах специальные станции татары заимствовали у китайцев. После падения Золотой Орды ямские дворы на Руси остались, но теперь жители могли выбирать людей для перевозки важной почты, а позднее и других грузов, а также людей. Избранный ямщик отправлялся на государеву службу, население платило ему жалованье. Новые станции появлялись по всей стране по мере необходимости. К началу XX века ямские слободы слились с городами и утратили свое прежнее значение.