11 февраля в Арт-гостиной Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина состоялся открытый показ британского чёрно-белого детективного художественного фильма в стиле «нуар» «Третий человек» (1949), снятого режиссёром Кэролом Ридом по сценарию Грэма Грина.
Впечатлениями после просмотра и обсуждения фильма делится руководитель киноклуба «Панорама» Марина Александрова:
«Городской клуб любителей кино «Панорама» продолжает знакомиться с лучшими зарубежными фильмами прошлых лет, своего рода получается ретроспективный кинофестиваль «Шедевры мирового экрана». «Третий человек» в 1999 году был признан «Британским институтом кино искусства» «Лучшим британским фильмом ХХ века». Сценарий для этой кинокартины написал английский писатель Грэм Грин, известный зрителям автор произведений «Тихий американец», «Наш человек в Гаване» и многим другим, классик литературы. Режиссёр Кэрол Рид снял фильм по его сценарию в 1949 году. Кэрол Рид участвовал во Второй мировой войне в рядах британской армии. Действие происходит в послевоенной Вене, видна небольшая разруха, острый дефицит продуктов. В центре сюжета два друга, один из которых автор детективных романов, а другой оказывается гангстером, поставляющим в госпитали разбавленный пенициллин, от которого умирают дети. Кстати, детективщик как раз работает над романом под названием «Третий человек». Фильм очень многослойный: тема дружбы и предательства, обманутой любви и вспыхнувшего чувства, цинизма «чёрного рынка», невинных жертв… Удивительно, как это снято!!! Фильм черно-белый, действие происходит в вечернее время, герои картины, преследуя преступника, погружаются в канализационные люки, т. е. погружаются на «дно», и именно на «дне» гангстера настигает смерть. Операторская работа просто зашкаливает! Австралийский кинооператор Роберт Краскер, получивший Оскар за этот фильм, создаёт удивительные планы взлетов и падений человеческой жизни. Зрителя возносят по спиральной лестнице в небо, на колесо обозрения и резко погружают в канализацию. Хочется отметить ироничный музыкальный тон фильма. Австрийский композитор Антон Карас, на своём щипковом инструменте цитна одновременно «пощипывает» душу зрителя, но и вносит нотку иронии, как-бы говоря, что каждый получает свое…Актёрские работы безупречны, естественны, достоверны: Джозеф Коттен, Алида Валли и, конечно же, молодой Орсон Уэллс! Этого замечательного актёра и режиссёр многие впервые увидели в столь раннем возрасте. Отдельной темой проходят взаимоотношения полиции разных государств. Удивительно, фильм смотрится очень свежо, оригинально и интересно!».