Карта сайта
Поиск по сайту
Электронный каталог
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система" город Каменск-Уральский
icon search small
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА имени А.С. Пушкина

Афиша

440
Практикующий психолог о том, как не сойт...

08.09.2019

8 сентября в библиотеке им. А.С. Пушкина в рамках проекта «Семейный ковчег» выступит семейный перинатальный психолог, кандидат психологических наук Нателла...
button extension
button book
button e catalog

Книжные новинки

 
Цухт Наталья Анатольевна.
 заведующая детской библиотекой №8 им. Н. Островского, МБУК «ЦБС» 
 
 
Аннотация: Объектами инноваций в библиотеке являются как технологические процессы, так продукты и услуги. Выставочная деятельность – и услуга и продукт, позволяющий внедрить инновации в традиционную библиотечную деятельность. Материалы статьи, актуальны для профессионального обучения и практики библиотечного обслуживания. Квест - выставка как библиографический продукт требует критического осмысления, научного и экспериментального обоснования, отражения ее в принимаемых методических и технологических описаниях. В статье изложена актуальность и практикум цикла квест - выставок в детской библиотеке №8 имени Н. Островского (МБУК «ЦБС»), и как всегда он остается открытым для новых идей и решений.
 
Спрос рождает предложение
 
К. Маркс писал, что «спрос определяет предложение и наоборот предложение определяет спрос. Предложение формирует спрос через ассортимент произведённых товаров. В свою очередь, спрос определяет объём и структуру товарного предложения, так как воспроизводится только то, что признано потребителем…». В нашем случае для пользователя, библиотека производит книжную квест - выставку – уникальный библиографический продукт. Сформулируем и библиотечную услугу – конечный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.). И в единой квинтэссенции прорастает новая потребность пользователя в игровом проживании книги и получении эмоций еще до прочтения. Эти эмоции уже могут захватить потенциального читателя в процессе изучения книжной квест - выставки. Сам процесс – серьезная игра ребенка, для которого удивительно все, и ничего не вызывает удивления. Традиционные библиотечные формы книжных выставок остаются в прошлом и библиотечные специалисты не должны лишать детей будущего, навязывая вчерашний формат. Опыт создания квест - выставок диктует подобные высказывания. 
 
В детской библиотеке квест - выставки (игры) актуальны для детей младшего и старшего возраста. Различные по тематике и степени сложности, продолжительности и возрастному критерию, а также принципу вовлеченности, подобные выставки неизменно пользуются большой популярностью среди детей и подростков, являющихся инициаторами и генераторами идей продвижения. При создании выставок – игр библиотечным специалистом обнаруживается больше остроумия, нежели при выполнении традиционных библиотечных форм работы. 
 
Что мы называем квест - выставкой?
 
«Что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь»
М. Цветаева. 
 
kvestВ библиотековедческой литературе выставочная деятельность рассматривается как одно из направлений библиотечно-информационного обслуживания, научные основы которого сформулированы в трудах: В. В. Брежневой, М. Я. Дворкиной, Е. Д. Жабко, В. А. Минкиной, И. С. Раскрытие книжных фондов является одной из главных целей выставочной работы, которая активно ведется в библиотеках (книжные выставки, тематические полки и т.д.). 
 
Технологический подход к созданию квест - выставок остается неизменным: выбор темы, определение целевого и читательского назначения, отбор документов, разработка структуры выставки, определение заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметов, размещение рекламы и анализ эффективности. Продумывая структуру, определяем путь, маршрут и составляем карту путешественника. Как и наука, игра создает событие, отправляясь от структуры. Далее в форме буклета составляем библиографический список представленных на выставке документов. 
 
Задача создать квест - выставку яркой, интересной и нестандартной не только привлечет внимание к представленным изданиям, но и активизирует познавательную деятельность юных читателей, вызовет всплеск эмоций и желание взять книгу. Помимо литературы, периодики, акцентируем иллюстративный материал и аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона. Подбираем различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы и бутафорию. Продумываем смысловые, предметные, декоративные, художественные и конструктивные аксессуары. Это цитаты и аннотации, картины и репродукции картин, иллюстрации и фотографии, природный материал, предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи, чаще тот или иной персонаж. Однако какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания – книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки — представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. 
 
kvest1Путешествуя с картой или иным атрибутом квест - выставки у ребенка должно сформироваться четкое убеждение пройти путь исследователя до конца, выполнив все задания (этапы) и выбрать для себя наиболее понравившуюся книгу. Однозначно, выставка учит ребенка двум сложнейшим вещам – управлять и делать выбор. Дети же учат взрослых не погружаться в дело до конца, а оставаться свободными. Юный следопыт всегда зарабатывает баллы в копилку своих будущих квест - игр. Это дает основания библиотечному специалисту и далее разрабатывать методику оценки качества своей выставки, адаптированную к потребностям библиотечной практики. Мишель де Монтень заметил, что игры для детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
 
В детской библиотеке имени Н. Островского наряду с традиционными книжными выставками с 2016 года была подготовлена и проведена серия необычных квестов, которые условно можно назвать «Разыгранный сюжет». Это не просто выставка книг, а занимательная квест - игра, участие в которой позволяет ребятам проверить свои знания, проявить смекалку и, безусловно, узнать что-то новое. Квест - игра – это всегда азартно и весело, а поскольку проходит в библиотеке, то она еще и познавательна, и обязательно связана с книгой. Подготовка, оформление и проведение таких выставок требует немалых временных затрат, но и несет максимальную отдачу. Основная цель проведения игры не в том, или не только в том, чтобы развлечь и обеспечить досуг ребенка, а попытаться увлечь, заинтересовать, научить его работать с книгой, и в конечном итоге, способствовать продвижению книги и чтения среди детей и подростков. Для достижения данной цели наиболее эффективной формой работы является выставка-игра, где наряду с яркими внешними атрибутами (морские и сухопутные карты сокровищ, маршруты вымышленной страны или городских лабиринтов, конверты с таинственными артефактами и т.д.) представлены книги, с помощью которых ребенок может найти свой ответ. 
 
kvest2Квест-выставка не предлагает детям готовых формул, а обогащает их образами, картинами, поступками и событиями, на которых видны связующие нити. Квест - выставка не отягощает путешественника мертвым грузом фактов, а скорее обучает ребят приемами и способами, которые помогут их постичь и не дает готовых ответов на задания, тем более не выдумывает для него детских ответов. Когда ребенок начинает ставить вопрос, это значит, что его ум заработал, и мы даем ему пищу для дальнейшей работы. Но ведь ребенок быстро растет и не только физически. Возвращаясь к пройденному маршруту путешествия и полюбившейся ему книге, он смотрит на нее уже с иной, более высокой позиции и своими вопросами к библиотекарю, мы понимаем, что ребенок совершает свои возвращения не раз и не два. Поэтому и квест-выставки надо как стихи детям писать «на рост». Как в народной сказке есть второй смысл, не всегда понятный детям, так и в маршруте выставки (путешествия от книги к книге) должен присутствовать подтекст. Если задание увлекает, просто понравилось, книга или тема остаются в памяти надолго. А ребенок растет с каждым днем и, возвращаясь к тексту, сюжету или персонажу, понимает авторский замысел глубже, по-новому. Вывод очевиден – задуманный цикл квест - выставок или разыгранный сюжет должен усложняться. 
 
Особенность структуры состоит еще и в том, что квест - выставка должна быть составлена таким образом, чтобы было интересно играть даже одному читателю, приходящему за книгой. В таком случае, у ребенка появляется возможность в самостоятельной работе соревноваться, и с помощью библиотекаря проявить в полной мере свои знания и умения. 
 
kvest3Удачным ходом можно считать составление единого правила, согласно которому результаты всех игр суммируются и в конце года либо тематического цикла по итогам, именно серии игр, определяются победители и получают билет. Эти игровые моменты дополнительно стимулируют и привлекают к игре внимание новых участников.
 
К примеру, за 2017 год на абонементе детской библиотеки имени Н. Островского было проведено 10 квест - выставок. Они были различны по тематике и продолжительности, а также возрастному критерию, но неизменно пользовались большой популярностью. По содержанию игры в течение года претерпели некоторые изменения. Например, если в начале детям предоставлялись подсказки (для получения которых необходимо обратиться к книжной выставке), то к концу года, дети уже усвоившие общий принцип игры получали большую самостоятельность и в поисках ответов порой вынуждены были обращаться не только к книгам с выставки, но и стоящим на книжных стеллажах. Безусловно, это требовало от библиотекаря дополнительного внимания, но ребята имели возможность подробнее ознакомиться с расстановкой фонда, узнать о том, как и где можно найти нужную книгу. Следует отметить, что при общих правилах каждая игра имела свою особенность.
 
Сделайте и вы поймете или что мешает выдумать какой-нибудь смысл
 
Год экологии открыла квест - выставка «Путешествие в страну «Экология». Следуя экологическому маршруту старинной карты и отвечая на вопросы, юные путешественники получают бесценные знания и зарабатывают первоначальный капитал (бонусные баллы). Испытывая затруднения, отправляются за подсказкой на необитаемый остров, в данном случае карта (один из атрибутов квестов) и снова возвращаются на основную тропу. В результате, преодолев весь нелегкий путь, ребята узнают, что такое экология, экосистема, биосфера, ареал и многое другое. Данная игра была рассчитана на читателей среднего и старшего школьного возраста. Для поиска правильного ответа в составлении кроссворда ребята пользовались научно-популярной литературой, представленной на выставке. 
 
«Литературный экоклад» – это второй экологический маршрут, предложенный читателям младшего школьного возраста. На этот раз детям предстояло отправиться в книжное путешествие по произведениям советских и российских писателей - природоведов: М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина и др. Все задания и литературная карта находятся в сундучке Старичка – Лесовичка. Ребятам необходимо пройти 10 этапов, на каждом из которых их ждет вопрос определенной категории («Птичий гомон», «Зеленые страницы», «Лесные загадки» и т.д.). Играть легко и интересно, поскольку дети любят и хорошо знают книги о природе. Кроме того, игра дает возможность проявить знания и смекалку, а также показать свое умение работать с книгой. Следуя маршруту морской карты и отвечая на вопросы, юные путешественники зарабатывают первоначальный капитал. Стоимость правильного ответа – 5 баллов. В результате, преодолев весь нелегкий путь, ребята доберутся до сундука с кладом, разгадав кроссворд, узнают кодовое слово и заработают бонусные очки. 
 
kvest4Игра не имеет смыла, если ты не стремишься к победе, поэтому все «экологические знатоки» получают Дипломы, победитель – почетное звание «Эрудит года Экологии» и памятный подарок.
 
«Разыгранный сюжет» – так называется цикл квест-выставок, посвященных юбилеям детских писателей. Первая квест-игра под условным названием «Играем в сказку» создана по произведениям замечательных сказочников: Л. Кэрролла, А. Милна и В. П. Катаева и А. К. Толстого и была адресована младшим школьникам. Яркий сказочный «цветик – семицветик» выполненный в форме аппликации предлагает ребятам выбрать лепесток с изображением Винни-Пуха, Алисы и др. персонажей. При незнании правильного ответа, придется поработать дешифровщиком, поскольку зашифрованную подсказку (номер страницы) можно найти в книге с помощью специальной таблицы, где буквенный алфавит соответствует определенной цифре. Книги помечены стикером цвета соответствующего гамме «цветика - семицветика».
 
«Приключения в мультсказке» – вторая выставка - игра из цикла «Разыгранный сюжет», посвященная творчеству Г. Б. Остера и Э. Н. Успенского. Ребятам младшего возраста предстояло проявить свои знания известных мультипликационных мультфильмов, ответив на вопросы о любимых персонажах. И вновь в путь дети отправились с картой, импровизированным игровым полем. Карта представляла собой переплетенный сюжет книги «Меховой интернат» Э. Успенского. При затруднении ответы можно найти в книгах, по которым сняты мультфильмы. Несмотря на то, что ребята хорошо знают мультфильмы, оказывается, что на некоторые вопросы ответы можно найти только в книге. Дети были заинтересованы этим фактом и охотно брали книги для чтения дома. 
 
К Международному Дню родного языка (21 февраля) в библиотеке ежегодно открывается книжная выставка. На умение работать со справочной литературой и продемонстрировать знание русского языка была построена квест - выставка «Библиопогружение в мир слова». Дети отправились в виртуальное путешествие, вооружившись словарями, справочниками и энциклопедиями – это определенные остановки на пути познания. Ребятам были предложены задания обучающего характера с различными словарями: орфографическим, орфоэпическим, словарем антонимов и т.д. Каждый юный путешественник мог воспользоваться своеобразным Компасом в море справочной литературы, роль которого выполнял специальный буклет, как вариант карты, являющийся обязательным атрибутом квест - игр. 
 
Квест - выставка «Знай свой город!» была составлена к 335 - летию города Каменка-Уральского. Игра таила в себе много загадок, в которых изначально были заданы направления исследования краеведческой информации. В игровой форме ребята приоткрыли тайны завесы исторического, географического, этнографического и литературного краеведения. Попасть в те уголки города, в которых еще не бывали, узнать много нового и интересного, дети смогли, приняв участие в игре, состоящей из нескольких станций или этапов. Каждый этап представлял определенный тематический пласт литературы о городе. Задания – разнообразные: собрать паззл, расшифровать название птиц и животных, составить план города и т.д. С картой, где пронумерованы все станции, ребята отправились в путь. «Сказочные достопримечательности» – так называлась первая остановка необычного маршрута по городу. Ребята отыскивали мифы и легенды, связанные с происхождением памятников природы и увлеченно угадывали их названия.
 
В следующем задании под названием «Литературная прогулка», ребятам пришлось приложить немало усилий, чтобы вспомнить улицы нашего города, названные в честь известных писателей. И поиск информации начался с Площади имени Горького, где расположена детская библиотека №8 им. Н. Островского и архитектурная визитка Красногорки – «Римский фонтан», являющийся главной достопримечательностью Красногорского района. Следуя маршруту карты города, участники отыскивали отрывки из произведений известных писателей, игроки должны назвать улицы города, носящие их имена. Остановка маршрута под названием «Красногорская прогулка» открывала ребятам описание архитектурных памятников города. Совершив путешествие по станции «Городские лабиринты», дети отвечали на вопросы, связанные с историей города. Квест - выставка предлагала участнику своими руками изготовить макет пушки, являющейся символом города на Среднем Урале Каменска-Уральского, выстроенного по приказу Петра I. 
 
В 2018 году для подростков ярко и продуктивно была представлена квест - выставка «Галактический блиц». Книги российских и зарубежных авторов приоткрыли многогранность жанра фэнтези и научной фантастики. В чем же особенность данной квест - выставки? Отправляясь в экспедицию по планетам далеких галактик, участник получает импровизированный бумажный билет в космос, в котором он пишет свое имя, дату вылета и пункт назначения (планету). Выполнив все задания, отыскав космические артефакты и составив кодовое слово (фамилия писателя - фантаста), путешественник сможет вернуться на Землю. Задания находятся в конвертах с книгами. Артефакты представлены в виде иллюстраций в трех вариантах, один из которых является правильным, и находятся также в конвертах. Кодовое слово из букв, обозначенных на обратной стороне артефактов, ребята составляют, открывая последний конверт. В данном случае это фамилия советского фантаста К. Булычева. Следуя предложенному маршруту, и разгадав все секреты, ребята получат бесценные знания и 5 баллов в свою копилку квест - игр. В Приложении №1 предложены примеры заданий подобной книжной выставки.
 
Квест – выставка «Замурчательные книги» была посвящена Всемирному дню кошек (1 марта). Знакомство с книгой может быть необычайно увлекательным, если это квест по страницам книг известных и любимых детских писателей о кошках – «Новые кошки в доме» Дорин Тови, «Мурли» Анни Шмидт, «Восемь лап четыре уха» В. Нехаева, «Загляни ко мне на Рагнарек» С. Лавровой, «Мурр из племени боевых котов» С. Волкова и др.
 
Книги в буквальном смысле открывают секреты. Ребята с огромным интересом читают литературу, получая знания одомашнивания кошек в мировой истории, религии и мифологии. В чем же особенность этой выставки - игры? Следуя предложенному маршруту с котом Мурром, дети разгадывают секреты, составляя кроссворд. Кто пройдет путь до конца заработает 5 баллов в свою копилку квест - игр. После почтения детям предложено придумать свой интересный вопрос по сюжету книги следующему читателю. 
 
kvest5Все участники интересуются, что там будет дальше после этой квест - выставки, захватившей его полностью? После – начинается новая история.
 
Работать вовсю! (вместо послесловия)
«…Чтобы дать читателю много, надо отдать ему все, что у тебя есть» – заметил С. Я. Маршак. А есть у нас уже секрет прочности и обаяния библиотечного мира, выстроенного на совесть, иначе ребенок почувствует фальшь мгновенно. Мир квестов удобен, дарован детям и желанен для них, но создан он взрослыми людьми, его философия, его масштабы не игрушечные. Поэтому и знания, полученные детьми из книг после прочтения или в процессе проживания прохождения пути квест - выставки – подлинные, неупрощенные, они остаются с человеком на всю жизнь. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
 
Приложение 1
 
Задания участнику квест – выставки «Галактический блиц».
 
Каждое задание находится в конверте, вложенном в книгу. В конверте также находятся три изображения, так называемые артефакты или варианты ответов. На оборотной стороне изображений напечатана буква, одна из которых и является правильным ответом. Из букв юный путешественник квеста составляет зашифрованное слово – фамилию писателя - фантаста, книги которого представлены на выставке.
 
1.Бороздя просторы вселенной и пролетая мимо множества астероидов и планет, на вашем корабле внезапно заработали мониторы, зажглись кнопки пульта и над ними закружилась голограмма с изображением астероида. Послышался голос корабля: «…Совершена экстренная посадка на неизвестном астероиде. Жертв нет. Повреждения значительные. Неисправны оба двигателя, оторван хвост. Корабль может передавать сигнала бедствия и поддерживать минимальный уровень кислорода в течение 15 лет … Кстати, у нас механики производят починку в отсутствие заказчика. Они пользуются…». Чем пользуются космические механики? Ответ Вы найдете в книге К. Булычева «Пришельцы в Гусляре» на стр. 170 
 
2.«…Три звезды созвездия Центавра оказались самыми близкими соседками Солнца. 
Ближайшей была Проксима – тусклое маленькое солнце, окруженное тремя планетами, причем Карма стала первым миром, куда в конце XXII века отправились первые люди - переселенцы. Двойную звезду Альфа Центавра, она же Толиман светил чуть слабее Солнца, планета …. вполне годилась для колонизации». Какая планета годилась для колонизации? Ответ Вы узнаете из книги К. Мзареулова «Галактический блиц» на стр. 47
 
3.«…В изголовье кровати к спине приделана небольшая полка, это моя библиотека 
Экипажу не разрешается брать на борт много книг, потому что это изрядный груз, так что у меня их всего несколько. Я выбрал те восемь, которые отец брал собой на «Аврору» Теперь мне нравилось, что они здесь, их кожаные корешки с тиснеными названиями – будто друзья, ожидающие моего возвращения». Какие книги взял с собой на воздушный корабль юнга, главный персонаж из всемирно известной книги К. Оппель «Небесный скиталец». Ответ Вы найдете в книге на стр. 92
 
4.Отправляясь в далекое путешествие, ваша отважная команда направилась на поиски…. На поиски чего? Узнать о чем вам поможет книга А. Ливадного «Испытание Бездной» на стр. 260.
«…Жизнь уже сейчас постепенно переходит на соседние материки, и думаю, что вскоре мы опять выйдем в космос и направим свои усилия на поиски…». 
 
5.Космонавты вышли из звездолета и стали исследовать местность. «…Один из капитанов сбегал в ракету и принес…, которые открыли и раздали без особого шума. Мало-помалу люди разговорились. Капитан сел и сделал краткий обзор полета…» Что принес капитан? Узнать эту тайну Вам поможет книга Р. Брэдбери «Марсианские хроники» на стр. 89
 
6.Мы находимся сейчас на одной из планет в созвездии Кассиопея. А вы знаете, как выглядит это созвездие? Помочь выбрать верный ответ вам поможет книга А. Бахтиной «Книга звёзд». 
 
7.«Гордо расправив плечи, Джерри вошел в воздушный шлюз и через секунду услышал за спиной глухой стук закрывающегося внутреннего люка. Тут же распахнулся люк корабля, и Джерри шагнул туда. В шлюзе его поджидал безобразный гуманоид семи фунтов роста. Гуманоид швырнул в люк ….» Что швырнул гуманоид в люк? Ответ Вы сможете найти в книге «Миры» Г. Гаррисона на стр. 337
 
8.«Много лет назад на шести планетах класса А жили… Но они ушли, предоставив их людям. Человечество разом и надолго решило демографическую проблему». Кто жил много лет на тех планетах? Ответ Вы найдете в книге Р. Ароматова «Принцип невмешательства» на стр. 18.
 
9.«Отколовшиеся от Земли миры жили за счет …, энергостанций, космодромов, орбитальных оранжерей, построенных во времена прежней Федерации». Вставьте пропущенное слово в текст. Ответ Вы сможете найти в книге К. Мзареулова «Звездный блицкриг» на стр. 188
 
10.«…Экспедиция перестроила ряды и отправилась в обратный путь. Не прошла она сотню шагов как ее обогнал…, нагруженный чем-то таинственным». Кто обогнал экспедицию? Ответ Вы найдете в книге Г. Садовникова «Продавец приключений» на стр. 93. 
 
Читать статью здесь 
 
Цухт Н. А. Квест - выставки в детской библиотеке / Цухт Н. А. // Библиотечное дело. – 2018. – №12 (318). – С.40 -43.
 

Добавить комментарий

Книжные новинки

button extension
button book
button e catalog