Карта сайта
Поиск по сайту
Электронный каталог
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система" город Каменск-Уральский
icon search small
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА имени А.С. Пушкина

Афиша

102
«Главный закон нашей жизни»: афиша интел...

12.12.2019

12 декабря в детской библиотеке им. Н. Островского (пл. Горького) состоится интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная Дню Конституции.
button extension
button book
button e catalog

Книжные новинки

 
Зырянова Наталья Александровна.
Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменска – Уральского, ведущий методист.
 
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты чтения сегодняшней молодёжи. Анализируя результаты проведенного в 2013 году исследования «Библиотека – читателю. Библиотека – пользователю», предпринята попытка выяснить, какое чтение превалирует у молодежи сегодня – деловое или свободное. В силу каких причин происходит выбор? Как привлечь молодежь в библиотеку? На примере деятельности Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина раскрываются возможности публичной библиотеки по привлечению молодежи путем создания клуба по интересам.
 
Чтение молодых. Приоритеты, перспективы, возможности
 
«Мы — не только то, что мы читаем, Мы — то, как мы читаем». 
Марианна Вулф (Maryanne Wolf) «Пруст и кальмар: История и наука читающего мозга»
(Proust and the Squid: The Story and Science of the Reading Brain). 
 
Каждый год количество пессимистических высказываний относительно проблемы чтения среди подростков и молодежи неуклонно растет. По наблюдению социологов и культурологов не смотря на то, что престиж чтения еще достаточно высок, ценность чтения уменьшается даже для посетителей библиотек. 
 
Все же предположение о том, что молодежь и подростки читать стали меньше в корне не верно. Читают они, пожалуй, даже больше, чем их родители. Другое дело, что сам способ чтения изменился. Сегодня молодые люди привыкают работать в режиме гипертекста, когда кликая по гиперссылке можно провалиться в него. В результате можно уйти далеко от первоначального текста, практически не уловив основную суть документа. Но реальность такова, что чтение в привычном для нас смысле исчезает. Оно уже другое, за ним скрывается другой тип мышления, и даже другое восприятие собственной личности. Многие молодые люди с большим трудом переносят большие тексты. Известный нейролингвист, доктор наук по физиологии и теории языка Татьяна Черниговская считает: гипертекст порождает нестройность мысли. Важно линейное чтение – от начала до конца. Такой тип чтения формирует не только сознание, но и «алгоритм сложного думанья». 
 
Изучением чтения молодежи и подростков библиотека им. А.С.Пушкина занимается давно. Так в 2013 году мы целенаправленно изучали молодежь как одну из приоритетных групп пользователей библиотек. Нас интересовали два аспекта: удовлетворенность молодежи качеством предоставляемых нами информационных услуг и чтение современной литературы.
 
В ходе исследования мы хотели выяснить, какое чтение у молодежи в приоритете – профессиональное или свободное. Исходя из запросов этой группы пользователей найти возможность привлечь их в библиотеку. Исследование проводилось среди старшеклассников и студентов города. Участие приняли: средняя образовательная школа № 1, 9; Каменск-Уральский филиал экономического университета; Политехнический институт (филиал УрФУ); Институт международных связей; Каменск-Уральский политехнический колледж; так же 15 муниципальных библиотек города. Кроме этого анкета была размещена на официальном сайте ЦГБ им. А.С. Пушкина.  
 
С учетом репрезентативности было опрошено482 пользователя в возрасте от 17 до 35 лет. Среди них проходят обучение в высших и средних образовательных учреждениях (45%), имеют высшее образование – 20%, среднее специальное – 30%. В результате исследования мы выявили, что молодежная аудитория хотела бы видеть библиотеку современным многофункциональным досуговым центром, предоставляющим возможности не только для получения информации, но и для проведения свободного времени. 4 % хотели бы смотреть фильмы, 21% интересуются играми, 19% хотели бы получать качественную современную литературу.
 
Если рассматривать востребованность услуг, то наиболее часто пользователи называют наличие доступа в интернет (42%). Дополнительная литература по учебной программе важна для 27 %, а информация о новых поступлениях интересует только 21%. Важность остальных услуг библиотеки распределилась примерно поровну. Это возможность получения литературы из других библиотек 16%; поиск по электронному каталогу 19%; списки литературы по заданной теме 19%; посещение библиотеки через сайт в интернете 18%; выдача информации в электронном виде 16%; подготовка рефератов 19%; обучение 12% .
 
Чрезвычайно важным для нас был вопрос о содержании информационных потребностей пользователей. Сведения в помощь учебному процессу прочно занимают первое место, особенно для гуманитариев. Чаще всего спрашивают литературу по праву, экономике, психологии; реже – по философии, педагогике, краеведению, информатике и медицине. Результаты анкетирования показывают, что для студентов и школьников старших классов характерно деловое информационное чтение. Это подтверждается ответами на вопрос о предпочитаемых источниках. Среди студентов лидирующее место остается за книгой – 71,3% респондентов отметили ее незаменимость; 25% – пользуются одновременно и книгой, и Интернетом; Подростки чаще всего находят информацию в Интернете – 48,7%. Таким образом, для получения информации они обращаются к различным источникам информации. При этом деловое чтение превалирует над свободным. «Для души» предпочитают приобретать книги 19,7% , в том числе и в электронном варианте. Большая часть опрашиваемых – 89% читает посты в социальных сетях, ЖЖ, блогах.
 
У молодежи увеличилось число учебных и информационных мотивов и обращений к печатным источникам. Серьезное чтение не рассматривается как чтение первостепенной важности, однако ему уделяется достаточно большое внимание. 21% респондентов считают чтение художественной литературы важной составляющей повседневной жизни. Предпочтение отдается зарубежной литературе. Среди книг, которые они читают сейчас были названы: Х.Мураками, П.Коэльо, Эрих Мария Ремарк, Экзюпери и Сэлинджер, Дж. Р. Р. Толкин, Рэй Брэдбери, Я.Л.Вишневский, Дэн Браун, У.Эко и др. Среди русской литературы наиболее часто встречаются П.Санаев, братья Стругацкие, Ф.Достоевский и культовый роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. При этом число посещающих публичную библиотеку не столь велико (22%). Встает серьезный вопрос, как привлечь часть думающей и читающей молодежи в библиотеку. Выход предложили сами молодые люди. 
 
В 2015 году инициативной группой молодежи города Каменска – Уральского был создан клуб «КиноКаменск представляет…» на базе библиотеки им. А.С.Пушкина. Как сами определили свое место в жизни города члены клуба – это «средство для общения», место, «где можно культурно провести время, собраться, поговорить, поделиться чувствами». Такие собрания могут помочь «через свой интерес найти что-то общее с другими, новых друзей». Была создана страничка в ВК, на которой с помощью он – лайн голосования выбирался очередной фильм для просмотра из числа предложенных модератором и обговаривалось время встречи. Клуб открытый, все желающие могли прийти на просмотр фильма и последующее его обсуждение, которое всегда затрагивало гораздо более широкие темы, чем те, которые были подняты в фильме. Некоторые темы, возникшие в результате просмотров: как выйти из «игры» и стать самому хозяином своей судьбы (комедия «Шоу Трумана»), тоталитарное общество  – настоящее и будущее («451° по Фаренгейту»), как понять совершенные ошибки и попытаться исправить свою жизнь («Эффект бабочки»). Кроме этих смотрели и другие фильмы – «Писатели свободы», «Далласский клуб», «Друг», «Крестный отец», «Путешествия Гектора», «Лобстер», «Неуместный человек», «Че Гевара. Дневники мотоциклиста», «Изобретение лжи», «Рэй» и др.
 
В данном случае просмотр фильма становится средством ухода от реальности, противостоянием «шуму жизни», либо заместителем действительности, ее компенсацией. Поднятые фильмом темы для обсуждения становятся стимулом для поиска аутентичности, способом собственной самоидентификации. Рефлексия по поводу обсуждения «около киношных» тем в подобных случаях становится опытом проживания сложной ситуации, молодежь в клубе находит поддержку и понимание сверстников. Как говорят ребята, в результате совместных просмотров «создается определенный «градус мысли», который «наталкивает» на обсуждение». А некоторые из наиболее удачных экранизаций побуждают их к прочтению книг и знакомству с творчеством писателя. В результате возник интерес к творчеству Р.Брэдбери, Эрин Грувелл, Лучано Винцензоли, Марио Пьюзо, Франсуа Лелора, Кен Кизи и др. 
 
Совместный просмотр фильма или обсуждение прочитанных книг выполняют роль своеобразной коммуникации между членами клуба. Это своеобразный шифр для посвящённого, показатель душевной и интеллектуальной близости. Получается, каждый новый член клуба как бы примыкает к кругу «посвящённых». Вопросом-кодом для избранных служит «Интересно?». Хотя надо отметить, что роль текста здесь вторична. Центром интеллектуально-духовного притяжения служит все же фильм, а потом уже текст. В ходе обсуждения принимаются любые интерпретации и мнения. Оценки «правильно» или «неправильно» не существует. На основе общения по поводу просмотра фильма происходит обретение новых друзей, знакомство с единомышленниками. 
 
Любопытно было отследить отношение молодых людей к чтению. Книга – как литературная основа фильма служит средством выработки собственной жизненной позиции, формирования мировоззрения. По поводу чтения книг их позиция такова: они готовы читать и интерпретировать, но не анализировать текст, не искать смысловые пласты романа: «Давайте просто поговорим». Таким образом, и книги, и фильмы интересуют их как явление, которое можно читать\смотреть и обсуждать только в том случае, когда «оно интересно именно мне, созвучно моему нынешнему состоянию», а не как средство для самосовершенствования и развития собственного интеллекта. 
 
Таким образом, библиотека стала местом общения и объединения молодых людей по интересам, местом, где в процессе общения они решают, пожалуй, главный для их возраста вопрос – кто я и какое место занимаю в жизни. «Молодежь должна сама для себя решить – они кто? – говорит Т.Черниговская. – Если они себя моделируют как интеллектуальную элиту, им должно быть отвратительно от того, что они пользуются только поверхностной информацией. Они понижают свой ранг. Поэтому если речь идет о том, что они себя высоко ставят в мире, они должны соответствующим образом себя вести. В том числе и интеллектуально. Все зависит от того, насколько сильно они этого хотят». 
 

Добавить комментарий

Книжные новинки

button extension
button book
button e catalog