Библиотека им. А. С. Пушкина

«Читаем о войне»: Юрий Яковлев «Сердце земли»

В детстве мы легко принимаем
от матери жертвы.
Всё время требуем жертв.
А то, что это жестоко,
узнаём позже — от своих детей.
Юрий Яковлев. Сердце земли.

Рассказ-писателя фронтовика был опубликован в 1967 году. Произведение автобиографическое. Не только и не столько о событиях Великой Отечественной войны. Это произведение-эссе. Признание в любви к «мамочке» (по признанию, автор именно так называл свою мать).

Лиризм воспоминаний, чувство благодарности за безусловную поддержку, за всепрощающую любовь, запоздалое признание вины за нетерпимость к трудностям жизни, которые она сглаживала, как могла – все это позволяет воспринимать произведение как светлое послание благодарности матери.

«Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть», — признается автор.

Самое лучшее в его жизни — «золотые дни»: пора детства, когда чувство защищенности рядом с мамой было всепоглощающим. И стремление мальчика быть благородным защитником:

«В те дни я стал маленьким рыцарем, а мама была моей прекрасной дамой. Я размахивал деревянной шпагой, готовый в любую минуту вступиться за маму».

Письма матери на фронте повествователь воспринимает как животворный источник:

«…НЗ — неприкосновенный запас жизни. Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени». Например, она, стараясь передать атмосферу родного дома, написала письмо о новогодней елке из блокадного Ленинграда. По запоздалому пониманию сына, она никогда ни на что не жаловалась. Только спустя годы рассказчик понимает, что она вынесла: «Она не просто голодала. В нее стреляли голодом. Это не был голод недорода. Это был смертельный голод, фашистский голод. Голод — обстрел, голод — бомбежка, голод — пожар».

«…Женщина, которая слышит первый вздох своего ребенка, и женщина, которая слышит его последний вздох, — два разных человека. Разных — как счастье и горе, добро и зло, жизнь и смерть. Но эти два человека слились в одном великом существе, имя которому — мать».

Когда сын-солдат погибает, он обращается к матери: ощущение прикосновения и ее голос удерживают в нем жизнь.

«А я из последних сил шептал незабываемое слово — мамочка. Я звал ее. Уповал на нее, как на бога, Богоматерь, Человекоматерь, Мать».

Прошли годы. Сын идет к матери:

«На Пискаревском кладбище зеленеет трава. На Пискаревском кладбище большие могилы. Большие, общие, заполненные народным горем. Здесь похоронена моя мать… Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

Безусловно, это пронзительное произведение написано очень талантливо. Но не художественные средства и приемы позволяют воспринимать его таковым. Мнение одного из рецензентов: «это реквием». По всем матерям, которые ждали своих детей-фронтовиков в годы войны и после, ничего не требуя для себя. Спасали их своей любовью.


Количество просмотров записи: 👁 16
ПОДЕЛИТЬСЯ ЗАПИСЬЮ:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.